Earless Pierre (earlesspierre) wrote,
Earless Pierre
earlesspierre

Category:

дай редактору таблицу умножения и он найдёт способ её улучшить

"Редакторы это вообще такая специальная порода людей" (c)oryx_and_crake

По просьбе harpercharles начинаю выкладывать оригиналы статей. Если кому-то очень хочется, можно сравнить с оригиналом. Я попробовал diffом, но тот находит всего одну неизменённую строчку.

Слухи о новом немецком танке стали проникать в Англию уже летом 1943 года. Военный атташе в СССР послал в метрополию перевод статьи о новом танке «Panterra», появившемся в немецкой армии. Статья была опубликована в «Красной Звезде» от 24 июля 1943 года. Информация в статье была скудная (к тому же автор явно путал Пантеру с Фердинандом), но более достоверная информация появилась уже 7 сентября. По тактическо-техническим характеристикам в документе под названием «German heavy tank, Mark V» просматривается та Пантера, с которой мы все хорошо знакомы: 75 мм пушка, вес в 45 тонн, 8 катков на борт в шахматном порядке. Спустя некоторое время те же характеристики были опубликованы в американском военном журнале Tactical & Technical Trends. В этой статье танк уже называют «Pz-Kw 5 (Panther) tank», но новых данных о танке, кроме названия, в статье нет, хотя есть уже одно интересное отличие: танк уже считают средним, а не тяжелым, как в докладе из Москвы. Дополнительную информацию опубликовали в декабре. Появились более точные данные, например о пушке 7.5 cm KwK 42 L/70 (в журнале KwK 43). До этого автор высказал предположение, что в танке может стоять танковая версия пушки 7.5 cm Pak 41 с коническим стволом. В этот раз автор отметил, что по американским меркам танк всё-таки тяжелый.


​ТТХ на «немецкий тяжелый танк Мark V» высланные из Москвы военным атташе лейтенантом МакГейбом.

Кроме ТТХ нового танка, в статье описаны методы борьбы с ним: винтовочно-пулемётный огонь по приборам наблюдения, бронебойные и фугасные снаряды калибра 54 мм и более по башне с дистанции до 800 метров, бронебойные снаряды калибра 45 мм по бортам. Поскольку у англичан были очень смутные понятия о способностях советской артиллерии, эти данные им не очень помогали. Желательно было бы, конечно, получить настоящую Пантеруи провести испытания.



​Танк PzKw 5 («Пантера »). Журнал Tactical & Technical Trends №37

Такая возможность появилась уже летом 1944 года, когда в Англию привезли танк из СССР. Танк с серийным номером №213101 к тому времени уже проехал порядка 500 миль (800 км). Ходовые испытания начались 12 июня.


​Немецкий танк Пантера (Pz.Kw. V) на испытаниях подвески на полигоне боевых машин (Fighting Vehicle Proving Establishment).


Пантера удачно взабралась на горку по щебенистому склону в 22,5 градусов и по бетонной плите под углом в 24 градуса. Остальные танки удачно останавливались на склоне и трогались со склона, но из за плохого состояния гидроприводов управления на Пантере испытатели решили этого не делать. Во время восхождений на Бикон-хилл гидравлическая система дала течь, и её пришлось заполнять заново каждый раз. Средняя скорость восхождения была 8.19 мили в час – такая же, как у Черчилля, но меньше чем у Шермана (10.4 м/ч) и Кромвеля (20.6 м/ч). По травяному склону в 40 градусов Пантера вскарабкаться не смогла. Двигатель начал давать сбои и загорелся (пожар быстро потушили).

Испытания подвески тоже не обошлись без аварий. Во время пробега по пересечённой местности отлетели ограничители седьмого катка обоих бортов. Танк сильно клевал носом во время переезда больших неровностей, что было весьма неудобно для экипажа.
Танк отвезли на испытания по расходу топлива, но испытания он закончить не смог. Танк не мог держать третью передачу, шестерни соскальзывали. Через два круга двигатель опять начал давать сбои, и танк начал пускать пар из района правой выхлопной трубы. Испытания закончили и Пантеру вернули в ремонт.

После серьёзного ремонта танк опять вышел на испытания 28 июля. Двигатель поначалу работал гладко, но это длилось недолго.
После первого круга двигатель начал подавать небольшие сбои, но это не сильно влияло на показатели танка.

После ещё половины круга в танке понадобилось подтянуть правую тягу поворота, и мотор заглушили. Густой дым из моторного отделения мгновенно заполнил башню. Через несколько секунд в моторном отделении прогремел взрыв и пол отделения загорелся.

Танк выгорел, и испытания этой машины прекратили.

Поведение Пантеры во время испытаний не впечатлило британскую коммиссию. Танк был капризный и требовал частого ремонта. На полигон танк возили на прицепе, чтобы сэкономить ресурс двигателя. Поскольку некоторые агрегаты мотора были, по английским меркам, «нестандартные и устаревшие», полностью восстановить его так и не удалось. Средняя скорость Пантеры с таким двигателем была ниже, чем у тяжелого танка Churchill VII, который, к слову, к тому времени проехал 3232 мили, то есть в шесть с лишним раз больше, чем Пантера. Подвеска работникам полигона тоже не понравилась. Люди, которые работали с «чудесами техники» вроде танков Covenanter, весьма красноречиво оценили надёжность машины как «намного хуже любого британского танка, находящегося в эксплуатации».

Английским испытателям повезло: пока они добивали б/ушную Пантеру, в Европе открыли второй фронт. Добыча новых Пантер для испытаний стала лёгкой задачей, и скоро им привезли ещё одну. Новый танк доставили на полигон уже осенью. Похоже, желание кататься на Пантере уже отпало, раз этот танк решили расстрелять.


​Пантера модификации G до обстрела.

Обстрел танка пулями калибра 0.303'' дал мало результатов. Осколки от пуль, попавших в различные щели, смогли проникнуть в боевое отделение, но у них не хватало убойной силы чтобы вывести из строя экипаж. Обстрел заднего башенного люка был более удачным, но, вероятно, только потому что люк не закрывался достаточно плотно (по мнению испытателей, у него была погнута защёлка).


​Имитация взрыва осколочно-фугасного снаряда над танком.

Имитацию осколочно-фугасных снарядов из 25-фунтовой пушки с дистанции 5000 метров Пантера не выдержала. Из пяти снарядов четыре поразили радиаторы осколками в такой степени, что двигатель бы скоро перегрелся и танк вышел бы из строя. Радиаторы также можно было пробить 20 мм авиационной пушкой под углом в 27 градусов от горизонтали.


​Отверстия в крыше моторного отделения Пантеры от 20 мм бронебойных снарядов Hispano A.P. Mk.II.

57 мм пушка 6-pounder смогла пробить броню танка бронебойным снарядом (APCBC) рикошетом от маски, который пробил крышу отделения управления и разнес бы весь танк, если бы в нём был боекомплект. Испытатели решили, что такой фокус можно проделать с 1270 ярдов (1780, если целиться в нижнюю часть маски). Пробить борт башни под углом в 50 градусов снаряды тоже смогли, причём один из них пробил бензобак и вызвал пожар. Под таким углом подкрылок пробивается с 1020 ярдов, причём броня начала трескаться от непробитий. Подкалиберные снаряды (APDS) не смогли пробить маску, зато два снаряда заклинили башню. Под углом в 50 градусов такие снаряды смогли пробить борт башни на дистанции до 2500 ярдов, а под углом в 60 градусов – с 700. С 700 ярдов также можно было пробить НЛД. Снаряд, попавший в борт под углом в 50 градусов, тоже попал в бензобак и поджёг танк.
76 мм пушка 17-pounder пробила ВЛД с 1500 ярдов подкалиберным снарядом, но даже бронебойные (APCBC) смогли поразить танк с 800 ярдов. Броня дала трещину после первого снаряда, второй же выломал из неё огромный кусок. Ещё один бронебойный снаряд (AP) пробил ВЛД с 900–1000 ярдов и дал ещё трещины. Лоб танка был в таком плохом состоянии, что в него больше стрелять не стали.


​Кусок брони размером 56×46 см, выбитый рикошетом 76 мм снаряда.

Испытания 75 мм бронебойного снаряда марки М61 были ещё зрелищнее.

Один американский снаряд M61 APCBC попал в нижнюю часть башни. Снаряд сработал, отлетел вниз, разбил крышу за люком водителя и прошёл в корпус вместе с большими кусками крыши. Это вызвало много внутренних повреждений и убило бы водителя, даже если бы не загорелся порох в повреждённой боеукладке.

75 мм осколочно-фугасный снаряд проломил крышу при попадании в башню. Такой же снаряд, попав в задний башенный люк, не смог его снести или заклинить, хотя осколки от снаряда пробили радиаторы. Попадание снаряда в корпус дало трещину, но других повреждений обнаружено не было.

Осколочно-фугасные снаряды из 25-фунтовки смогли заклинить люк и повредить радиаторы. Снаряд, попавший в борт башни, деформировал крышу. Снаряд, попавший в корпус, проделал трещину семь футов длиной и двухдюймовый пролом.


​Пролом в борту танка после попаданий 57 мм снарядов.

Танк обстреляли из противотанкового гранатомёта PIAT. Одна граната попала в обвес и не смогла пробить борт танка, но вторая пробила борт, выбив осколки. Лоб танка и командирскую башенку PIAT не пробил. Обстреливать башенку сочли тщетным занятием, так как 60% из попавших гранат не сработали.

Гусеницы танка оказались достаточно крепким орешком. Чтобы разбить гусеницу испытателам понадобилось три гранаты №75 или мина Mk.V. H.C.

На всякий случай обстреляли вторую башню от Пантеры Ausf. G, но и тут результаты были аналогичные. Попанадние бронебойных снарядов типа APCBC и AP давало трещины и отколы. Качество немецкой брони было намного ниже британского.
В заключении по испытаниям комиссия записала, что танк легко горит от попаданий по бензобакам и боеукладкам. Качество брони у этой Пантеры, так же как у №213101, оказалось неудовлетворительным. Попадание бронебойных снарядов любого калибра давало отколы и трещины. Исследование других «пантер» на поле боя показало, что такая проблема есть у всех танков этого типа. Сварные швы также были неудовлетворительного качества, и многие из них потрескались ещё до начала испытаний. Присутствие циммерита замаскировало эти дефекты.


​Пантера горит от попадания 57 мм снаряда в башню.

Мучения Пантер не закончились вместе с войной. Чтобы провести испытания в максимально «стерильной» обстановке, англичане раздобыли пять новеньких Пантер: два обычных танка, два истребителя танков Ягдпантера и один БРЭМ Бергепантера. Но не тут-то было: даже с пятью новыми танками англичане не смогли закончить полную программу испытаний. Все пять танков слишком быстро сломались, при том что «Бергепантере» заменили двигатель (она проехала всего 632 километра и уже нуждалась в замене), а остальные танки были собраны в мастерских Британской Армии на Рейне (British Army of the Rhinе, BAOR) и не воевали вообще.

Те данные, которые удалось раздобыть, Пантере не льстили. Так же, как у советского трофея, двигатели постоянно горели и ломались. В этот раз удалось установить, что механизм поворота также крайне ненадёжен. Поворачивать на высокой скорости было так опасно, что испытания по расходу топлива не проводились. Седьмая передача была практически недоступной. На неё можно было переключиться только в благоприятных условиях на прямой и гладкой асфальтированной дороге. Даже на этой передаче было почти невозможно разогнать танк до максимальной паспортной скорости. Тормоза были слишком слабы, чтобы держать танк на склоне в 22,12 градуса. Один танк сполз со склона, водитель потерял управление, и танк заехал на пень. Удар сломал торсионный вал, который пробил коробку передач. Это был последний танк; остальные разобрали на запчасти, чтобы продолжать испытания. После этой поломки испытывать стало нечего и проект закрыли.


​Танк Пантера, собранный BAOR.

Напоследок британцы решили проверить, насколько удобна работа в Пантере. Танк для этих испытаний был тоже собран силами BAOR.

Место командира было удобным, но не без недостатков. Например, ноги командира могут легко соскользнуть, если он встаёт чтобы высунуться из башни, когда танк находится в движении. Резиновые прокладки на эпископах слишком жёсткие и не защищают лицо. Сиденье командира неподвижно.

Из приборов наводчика удобным было только сиденье. Работать сидя на нём было невозможно. Трёхдуюмовая рукоятка маховика горизонтального наведения слишком короткая. Башню ещё можно поворачивать педалями, но они расположены неудачно. Чтобы их использовать, приходится выворачивать всё тело вправо. Педали очень жёсткие, и точно поворачивать башню с их помощью очень сложно. Маховик вертикального наведения тоже очень жёсткий, и наводка пушки из-за этого занимает много времени. Оба маховика, как и педали, находятся на 6 дюймов левее, чем надо, отчего ими неудобно пользоваться. Кроме одного прицела TZF 12a, наводчику не во что смотреть. Использовать наушники и прицел одновременно невозможно, так как правый наушник упирается в стенку башни.
Высота места заряжающего была только 5'3'' (160 см), и среднему человеку приходилось сгибаться, отчего он быстро уставал.

Сиденья у заряжающего не было. Заряжающему также не дали наушников. Командир не мог отдавать ему приказы, что странно, раз кроме заряжания пушки он ещё должен был стрелять из мортирок с дымовыми гранатами. Заряжающему сильно не повезло с укладками: чтобы открыть одну защёлку, надо было применить большие усилия обеими руками. Открывание защёлок занимало 10 секунд, что снижало скорострельность. Заряжание снаряда из самой удобной укладки занимало в среднем 6 секунд. В зависимости от положения башни заряжающему доступно очень мало снарядов, например 4 снаряда если башня повёрнута вправо на 60 градусов, или 6, если башня повёрнута вправо или влево на 90 градусов.

Место водителя было тесным. Сиденье можно переводить из верхнего положения в нижнее и обратно, но это занимает слишком много времени (англичанам больше понравился аналогичный механизм на «першинге»). В нижнем положении сиденья у водителя плохая видимость, поскольку в его распоряжении только один перископ.

Место радиста тоже было тесным, особенно в районе колен. Использовать пулемёт было очень неудобно, так как приходилось наклоняться влево.


​Британский танкист на испытаниях по оценке удобства работы в танке.

Подведём итоги. Несомненно, у Пантеры было множество преимуществ над более лёгкими танками на поле боя, но эти преимущества сводились на нет «мягкими» факторами. Мощную пушку было неудобно наводить и заряжать, толстая броня была низкого качества и легко кололась, а ненадёжный двигатель и трансмиссия гарантировали, что танк не приедет вовремя туда, где он нужнее всего на данный момент. Неудивительно, что даже британцы, несомненно потерявшие первенство в мировом танкостроении к концу второй мировой войны, оценили этот танк не очень высоко.

Источники:

  • Н. Моран, The Chieftain's Hatch: Tigers and Panterras

  • Tactical & Technical Trends №37

  • Tactical & Technical Trends №40

  • FIGHTING VEHICLES PROVING ESTABLISHMENT FIELD TRIALS REPORT ON GERMAN PANTHER (PZ.KW.V) F.V.P.E Report No. F.T.1391

  • Armour Branch Report on Comprehensive Firing Trials against German Panther Pz.Kw.V.

  • FIGHTING VEHICLES PROVING ESTABLISHMENT AUTOMOTIVE WING REPORT ON PANTHER – PERFORMANCE TRAILS

  • Military Operational Research Report No 61 Study No.11 issued by Motion Study Wing, Motion Studies of German Tanks

Tags: Пантера, архивное
Subscribe

Posts from This Journal “Пантера” Tag

  • Рождённый ползать

    Экипаж "Пантеры" ведёт огонь из зенитного пулемёта. Британская танковая зенитная установка была немногим лучше, за всю войну нормальные…

  • Быший оккупант

    Танк "Пантера" на службе во французской армии на испытании нового танкового эвакуатора.

  • Давид и Голиаф

    Британская пехота на бронетранспортёре "Лойд" с 6-фунтовкой на буксире рядом с подбитой "Пантерой".

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment